|
|
|
Религиозные течения в Палестине
Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, так же из-за того, что власти далеко не всегда считались с местными обычаями. Но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые различные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим (отношение к римлянам) и вероучебным вопросам.
К общественной верхушке относились САДДУКЕИ; они требовали строгого соблюдения установлений, записанных в Библии, не признавали никаких устных учений и дополнений. При этом саддукеи воспринимали греко-римскую культуру и в известной степени поддерживали римлян.
Значительным влиянием у иудейском обществе обладали ФАРИСЕИ - религиозное течение, представители которого выступали за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, против участия в языческих празднествах.
Фарисеи занимались толкованием священных книг, извлекая из них и формулируя нормы, пригодные для условий современной им общественной жизни. Они признавали воскресение из мертвых, загробное воздаяние, что отвергалось саддукеями.
Среди фарисеев тоже было единства; некоторые из них выступали за скрупулезное соблюдение всех внешних норм поведения, за что заслужили упреки в лицемерии и ханжестве. Социальный состав фарисеев был неоднородным, в осиновом средние слои по достатку и занятиям (торговцы, ремесленники, учителя в синагогах).
В кон.Iв.до н.э.-Iв.н.э. сложилось крайне радикальное движение ЗЕЛОТОВ и СИКАРИЕВ (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с Римом и со своей собственной знатью (сикариями был убит первосвященник Ионатан). Они в основном состояли из представителей низов населения и деклассированных элементов; во время восстаний к ним присоединялись рабы.
Существовала также община ЕССЕВ, члены которой удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм нечестием, исказило божественное учение. Поэтому ессеи порвали отношения с храмом и стали называть себя "Новым союзом" (или "Новым заветом"), поскольку старый союз с богом, старый завет, был, по их мнению, нарушен ортодоксами. Они также называли себя "общиной нищих" и "сынами света" - в противоположность "сынам тьмы", к которым они относили остальное человечество, а также "простецами", "немудреными" в отличии от профессиональных законоучителей, фарисеев.
Кроме перечисленных групп в Палестине Iв.н.э. было большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии ("машшиах") - помазанника Божия, который освободит еврейский народ и станет истинным "царем иудейским".
|