|
|
|
Пояснительный словарь терминов
АВГУР (лат) - римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету птиц и пр.)
АМ-ХААРЕЦ (евр. "народ земли") - презрительная кличка, обозначающая деревенщину, невежу в Законе.
АПОКАЛИПТИКА (от гр. "апокалипсис" - откровение ) - книги, написанные в форме откровения тайн истории. Расцвет А. приходится на 2-1 вв. до н.э. Некоторые книги пророков (ли их части) относятся к жанру А.
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - язык арамеев, народа, живущего в Сирии и Месопотамии. В последние века до н.э. А.Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ (гр.) - термин означает а) первосвященника, б) представителя высшего духовенства в Иудее.
ВТОРОГО ХРАМА ЭПОХА - период между 516г. до н.э. и 70г.н.э., когда существовал Второй иерусалимский храм. Первый - был разрушен в 587г. до н.э. ГАЛАХА (евр.) - правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГАРУСПИК (лат.) - римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции).
ГЕЕННА (евр. Генном) - долина к юго-западу от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживался огонь. Начиная с 2 в.до н.э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ (евр. Киннерет) - одно из названий Галилейского озера и области к западу от него.
ДЕКАПОЛИС (гр. Десятиградие) - союз Заиорданийских городов; был населен преимущественно язычниками.
ЕССЕИ или ЭССЕНЫ (от арам. хасайя, "благочестивые") – члены полоумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г.до н.э. Самоназвания Е.: "Сыны света", "Простецы", "Избранники" и др. Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но некоторые селились и в городах.
ЗАВЕТ - союз, или договор, между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно которому община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает не оставлять ее.
ЗАКОН - синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ (гр.) или КАНАИТЫ (арам.), "ревнители", - партия воинствующих мессианитов, отрицающих любую власть над народом Божиим, кроме власти самого Бога. З. призывали к вооруженной борьбе Римской имерии. Партия З. возникла в первые гг.н.э. Сторонники е радикального крыла сикарии (кинжальщики) - избрали путь террористических действий.
КЕСАРЬ или ЦЕЗАРЬ (лат.) - титул римских императоров, ведущий свое происхождение от имени Г.Ю.Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоим государственной власти вообще.
КНИЖНИК (евр. софер) - термин, означающий а) переписчика Библии, б) летописца, в) толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди книжников были саддукеи (см.), фарисеи (см.) и лица, не входившие ни в какую группировку. КУМРАН, или ХИРБЕТ-КУМРАН, - местность у с-з берега Мертвого моря, где находился один из главных поселков ордена ессев (см.). Название К., вероятно, происходит от имени г.Гоморры, который был некогда расположен в этом районе. ЛЕВИТ - человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ (иранс.) - жрецы персидской религии (магдеизма).
МЕСИТ (арам.) - совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ - см. Христос.
МИЦВОТ (евр.) - заповеди Торы (см.) и Предания (см.)
МИДРАШ (евр.) - толкование Библии, назидательный рассказ на библейскую тему, легенда, притча.
МИШНА - см. Талмуд.
МЫТАРЬ (евр. габай) - сборщик имперских налогов в Палестине.
НУМЕН (лат.) - общее наименование Божества в латинской религии.
ОБЕТОВАНИЕ ("обещание") - то или иное библейское пророчество, которое содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОСАННА (евр. Хошиана, "спасай нас") - возглас, которым в Иудее приветствовали царей.
ПАСХА (арам.), или ПЕСАХ (евр.) - буквально - "переход". Название главного ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время перехода из Египта в память об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по вечер 15 нисана.
ПОНТИФИК (лат) - римский жрец, ведавший календарем и общественными порядками.
ПРЕДАНИЕ - религиозное учение, которое передается устно от учителя к учителю. Словом П. обозначаются также сам дух и сущность вероучения, хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ (лат.) - резиденция римского военноначальника.
ПРЕФЕКТ (лат.) - римский правитель города или области, а также военноначальник. Титул П. Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ (гр.) - принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР (лат.) - римский чиновник, отвечающий за сбор податей в провинциях.
РАВВИ (евр. рабби), или РАВВУНИ (арам. раббони), "мой учитель" - почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев.
САДДУКЕИ (евр. цадоким) - религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное предание, веру в воскрешение из мертвых, в ангелов и последний Суд. С держались буквы Библии, преимущественно Торы (см.) В евангельские времена С. составляли большинство в Синедрионе (см.)
САМАРЯНЕ - жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешания изралитян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе (см.). В IVв.до н.э. С. полностью обособились от иудеев.
СИНАГОГА (гр. "сообщество"), или БЕТ-ХАКНЕСЕТ (евр. "дом собрания") - молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-Vвв.до н.э.
СИНЕДРИОН ( евр. Санхедрин, ли Бет-дин, т.е. "дом суда" ) - В эпоху Второго храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет богословов во главе с "наси", председателем-раввином, в) иерусалимский религиозно-политический трибунал, или Великий С. Последний включал 72 человека. В экстренных случая собирался Малый С. (23 человека). Главой трибунала был первосвященник.
СОФЕР (евр.) - ВЗ-ный книжник. Первоначально С. называли летописцев, секретарей и переписчиков книг. Позднее это наименование стали прилагать к комментаторам Писания.
СУККОТ (Праздник Кущей) - иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о станствиях Израиля в пустыне. В послемоиссеву эпоху считался также праздником урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни С. паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.
ТАЛМУД ( евр. "учение") - сборник документов иудейского гражданского и церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и легенд. Создавался Т. в среде равинов-таннаев, преемников фарисеев (см.) в первые века н.э.
ТЕВИЛА (евр.) - священное омовение, употребляющееся среди иудеев в разных случаях: а) при вступлении иноплеменника в ВЗ-ную общину, б) в качестве ежедневного очистительного обряда (у ессев), в) как знак покаяния (Иоханн). ТЕТРАРХ ( гр. "четверовластник") - правитель одной из четырех областей страны. В начале н.э. тетрархами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода Великого: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТОРА ( евр. "наставление" ) - одно из названий Пятикнижия, или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см. Предание).
ТРИБУН (лат.) - один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя - "отделившиеся") – религиозная партия или группировка, возникшая в Иудее во IIв.до н.э. Ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Гиллеля).
ХАНУКА - иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164г.до н.э. в честь освобождения храма от язычников. Х. справлялся 8 дней, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХРИСТОС (гр.), или МЕССИЯ (евр. Машиах) - помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь.
ШАВУОТ (Пятидесятница, "недели") - праздник, справлявшийся через 7 недель после ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божьх благодеяниях, в частности о даровании Закона в Синае.
ЭКЗЕГЕТКА (гр.) - изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАРОЛОГИЯ (гр. "учение о конце") - система представлений о последних судьбах мира и посмертной участи человека.
* Словарь составлен на основе выборки из работы А.Меня "История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т.7: Сын Человеческий. - М.,1992.
|