Ессеи

Члены общины ЕССЕВ удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм нечестием, исказило божественное учение.
Поэтому ессеи порвали отношения с храмом и стали называть себя "Новым союзом" (или "Новым заветом"), поскольку старый союз с богом, старый завет, был, по их мнению, нарушен ортодоксами. Они также называли себя "общиной нищих" и "сынами света" - в противоположность "сынам тьмы", к которым относили остальное человечество, а также "простецами", "немудреными" в отличии от профессиональных законоучителей, фарисеев.
В общине характерна замкнутость, общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Вступить в общину было трудно. Желавшие это сделать проходили испытательный срок в течении 2 лет, после чего общее собрание выносило решение о принятии кандидата в общину. Новый член предавал общине все знания, труд имущество. Ессеи избегали общения с окружающим миром: они должны были, согласно уставу, "отделиться от Людей Кривды".
Жизнь ессев была строго регламентирована: большую часть времени они должны были работать, участвовать в общих трапезах, а "треть ночи" отдавали изучению священных текстов. В общине существовали ритуальные омовения; причем важной их особенностью было требованием предварительного духовного очищения - внутреннего покаяния.
Цель ессев и всех их установлений - подготовка к решающей битве "сынов света" с "сынами тьмы", которая должна будет кончиться победой "сынов света".
Для общины характерен дуализм (представление о борьбе двух начал - злого и доброго); избранничество членов общины как "сынов света", предопределенное божеством; вера в конец этого мира - эсхатологизм и мессианизм - вера в приход божественного спасителя, помазанника божьего.
В их представлении о конце света, о суде божьем, которому подвергнутся нечестивые, о посреднике между богом и людьми особое место занимает почитание основателя общины - Учителя Праведности, который жил во II в. до н.э. и, по представлениям членов общины, знал истину "непосредственно из уст бога". Ессеи ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков, поскольку он мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков. Преданность заветам "Учителя Праведности" должна спасти его сторонников во время последнего суда. Верили в возможность воскрешения "Учителя" и возвращения его на землю.
Ессеи считали себя единственными носителями истины в "порядке времен". Придуманный Господом для сотворенного им мира и нарушенный людьми, этот порядок рано или поздно восторжествует. А до наступления этого момента надо вести строгую монашескую жизнь, отказываясь от всего, даже, по возможности, от брака, чтобы встретить пришествие Господа "аки ангелы". Эта тенденция к удалению от мира породила кровавые распри между "избранными" и "нечестивцами", результатом которых стала гибель Учителя праведности в 63г.до н.э. и изгнание общины в Дамаск.
Ессеи требовали от членов своей общины строжайшего соблюдения организационных и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались наказания: сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины. Общаться с изгнанниками строжайше запрещалось: если такое общение произошло у какого-то члена общины случайно, он не мог участвовать в общих собраниях, если намеренно - изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось недовольство организационными основами общины, отход от вероучения. Если человек, "дух которого дрогнул", раскаивался, он все равно нес наказание, но более мягкое: отлучение на один год и ущемление в правах на второй (так, во время трапез он должен сидеть позади всех).
На рубеже 2 и 1 в. до н.э. ессеи поселяются в городах, у них возникают контакты с иноверцами, начинают распространяться их взгляды "в миру". К людям иного толка по-прежнему относятся с неприязнью, особенно к саддукеям.
* Амусин Н.Д. Кумранская община. - М.,1983 и Рукописи Мертвого моря. - М., 1960.
* Варшавский А.С. Рукописи Мертвого моря. - М.,1960.
* Заборов М.А. "Сыны света" и Новый Завет. - М.,1963.
( Желающим реконструировать общину ессев кроме выше сказанного особо рекомендуем к прочтению следующую работу А. Меня, где в доступной форме указаны особенности, достоинства и недостатки данной структуры для человека того времени. Работы Амусина, Варшавского и пр., давая большой объем фактов, несколько затрудняют понимание тем же самым объемом и прокоммунистической трактовкой. - Н.М. )
* Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. Т.4. - М.,1992. - Ст. 258-2..
Кто говорит, что во свете, а ненавидит брата своего,
тот еще во тьме.
Ап. Иоанн
Помимо Торы правилом для общины являлся Устав, в основу которого положена Книга Второзакония, которая предписывала ежегодно совершать обряд обновления Завета.
Идеал - строгая набожность. Монастырский устав, форменная белая одежда, общность имущества, отсутствие денег и рабов, братские трапезы, ночные бдения, мессианские толкования Библии, вера в скорую гибель мира.
Не сохранилось имя вождя и основателя секты, именуемого в текстах Священником, Избранником, Взыскующим Торы, Единственным Учителем, а чаще Учителем Праведности. Главной своей целью он полагал возвещать скорое пришествие Христа. Сам он не называл себя Мессией, не творил чудес, сознавая себя немощным грешным человеком.
А я - создание из праха.
Что я такое?
Глина, смешанная с водою.
Для чего я сотворен?
И в чем моя сила?
Ты - Бог вечности,
И все пути Твои утверждены во веки веков,
И нет ничего вне Тебя!
Что такое человек, это ничтожество?
Нет у него ничего, кроме дыхания.
Как может он постичь Твои удивительные дела,
если Ты не наставишь его?
Ты призвал меня по милости Твоей
И дал мне прощение ради полноты благости Твоей
И по безмерности Твоего милосердия.
От людей, вступающих в общину, требовалась вера в харизму Наставника, полное доверие к его словам.
В преддверии мессианских дней Учитель Праведности задумал основать общину "сынов света", веря, что когда явится высший Судия, все "выразившие готовность присоединиться к избранникам" будут спасены. "Се время уготовить путь в пустыне и научить всех всему, что кажется нужным делать в это время" - слова Исайи, которые относил к себе и Иоанн Креститель.
Община подвергалась гонениям со стороны царя, "нечестивого священника", каковым считался первосвященник и некого "человека лжи", произведшего раскол в самой общине.
На пути неофита стояло множество препятствий. Его подвергали тщательной проверке и испытаниям, а до этого он не имел права даже входить в лагерь. Допускались туда только мужчины, отвергался брак. Слепые, хромые, все, имевшие телесные недостатки, не могли стать полноправными членами общины.
НО!
Если можно считать себя одновременно христианином и фарисеем, то ессей, принявший христианство, обязан порвать со своей общиной.
Вера в Судьбу: Слуги Кривды таковыми навек и останутся, спасены же будут только "избранники", они минуют Суд "за свои страдания и веру в Учителя Праведности".

Hosted by uCoz